?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

про транспорт

"Осторожно!" - громко воскликнула женщина слева от меня.

Все напряглись и невольно расступились.



Как оказалось секундой позже, меры были приняты не зря: мадам средних лет подняла с пола тяжелый огромный рюкзак, крякнула и закинула его себе на спину с видом "Когда зол бываю - семерых убиваю". В другой ситуации я бы восхитилась такой непарижской силой и решимостью, но дело происходило в утреннем переполненном трамвае, и, чтобы женщина смогла осуществить этот маневр, нам, четверым стоявшим рядом, потребовалось отползать чуть ли не по ногам других пассажиров на безопасное расстояние.

Рюкзак в транспорте - одно из главных франко-русских отличий. "Сними!" - шипела раньше я Рафаэлю на ухо, когда мы оказывались в общественном транспорте. "Да тут все с рюкзаками!" - защищался будущий муж. Несколько недель я изучала ситуацию и в конце концов поняла: в Париже мало кто при входе в трамвай или автобус снимает рюкзак, даже если при этом и занимает в два раза больше места. В Архангельске человек с рюкзаком на спине не проехал бы и остановки. Здесь же в час пик в трамвае запускают заставку: "Пожалуйста, для всеобщего комфорта пройдите по салону и снимите рюкзаки".

Другая неожиданная особенность - отношение к больным пассажирам, они же - voyageurs malades. Вообще, каждое утро в Парижском регионе у вас есть как минимум четыре уважительных причины опоздать на работу: забытый подозрительный предмет, технические проблемы, суицид (о дивный французский язык метро: если вы услышали, что произошел accident de voyageur, значит, бросившегося под поезд удалось спасти; accident grave же а) дает понять, что кого-то постигла судьба Карениной и б) подтверждает, что в ближайший час поезда ходить точно не будут) или больной пассажир. Voyageur malade - личность загадочная, он появляется в утренний или вечерний час пик, как правило, едет в поезде перед вами и ему неожиданно становится плохо. Он может настичь вас где угодно и это гарантия того, что на работу вовремя вы не успеете - его будут выводить из поезда, движение на всей линии остановят и все дружно станут ждать приезда спасателей, причем отнюдь не с жалостью. Прошлым летом, в шестой раз за две недели опоздав на работу из-за очередного человека, который почувствовал себя неважно в трамвае, я в сердцах воскликнула: "Не понимаю, почему надо останавливать все движение! Вынесли, оставили на платформе под наблюдением работников станции - и поехали дальше, всё равно никто не может помочь". Коллеги понимающе улыбнулись, хотя и пошутили про суровых русских женщин с Севера, а заодно напомнили, что во Франции предусмотрена уголовная ответственность за неоказание помощи.

На самом деле больных пассажиров не любит никто. Моя знакомая как-то рассказывала: "Едем мы утром в электричке, и вдруг один мужчина побледнел. Какая-то сердобольная женщина закричала: "Остановите поезд! Тут больной пассажир!" Одновременно раздался не менее пронзительный голос, полный отчаяния: "Пожалуйста, только не останавливайте! Здесь безлюдная станция, уже 8.30, мы до работы никогда не доедем!" Тут же в вагоне нашелся врач, мужчину усадили и оказалось, что он просто поздно лег, а с утра не позавтракал. Кто-то сунул ему конфету и детский компот в тюбике - и все расстались практически друзьями".

За восемь лет во Франции мне удалось лично увидеть voyageur malade всего два раза. Июльским вечером я краем глаза заметила, что парень лет тридцати через два ряда от меня покачнулся. Его соседка, чинная пожилая африканская дама, сразу же по громкой связи вызвала водителя. "Дамы и господа, - раздался раздраженный голос через пару минут. - Очевидно, в нашем поезде едет больной пассажир. Прошу вас набраться терпения, сейчас я выйду и разберусь!" Потом водитель вылез из кабины, закрыл в целях безопасности дверь на ключ и пошел через весь трамвай. "Ну что, месьё, - присел он на корточки рядом с парнем. - Как вы себя чувствуете? Вызываем пожарных (во Франции вместо спасателей приезжают пожарные) или доедете до дома?" К этому моменту парень уже приобрел здоровый оттенок, сказал, что ему просто стало душно и клятвенно уверил всех в том, что доберется до конечного пункта без проблем. Все с облегчением вздохнули - вместо 20-30 минут мы потеряли всего десять - и трамвай двинулся дальше.

Во второй раз, неделю назад, больной пассажир просто упал на меня сверху - я мирно читала "Анну Каренину", когда поняла, что ко мне стремительно приближаются чьи-то глаза. В последний момент, благодаря паре лет в школьной волейбольной секции, я успела подхватить тело. Никто, кроме меня и стоявшей поблизости китаянки, не бросился помогать, хотя все оторвались от телефонов и книг и с интересом смотрели на нас. "Давайте посадим!" - приказала мне китаянка. Сидящие рядом мужчины мгновенно перестали понимать французский, поэтому мне пришлось встать и поместить неопознанное тело на сиденье. Китаянка побрызгала лицо свалившегося водой из бутылки, тот открыл глаза и оказался испуганной девушкой. "Сейчас мы поедем дальше, я выхожу на конечной, присмотрю за вами, - руководила азиатская дама. - Если вам будет хуже, скажете. Пока же едем, до начала рабочего дня осталось всего двадцать минут, ок?" Я выходила на следующей и так и не знаю, чем закончилась эта история, но почти уверена, что в тот день никто из пассажиров не опоздал на работу.

Случай с потерявшими способность говорить по-французски мужчинами, кстати, далеко не единичен: места в транспорте во французской столице вам так просто не уступят. Любая поездка, как и в России, напоминает игру "Музыкальные стулья": пара рокировок, ловкий удар локтем - и вот ты уже сел и погрузился в транс. Из любимого: однажды в метро мы с подружкой видели мужчину, рассказывавшего по телефону, какую крутую конференцию геронтологов он помогал организовать. Рядом с ним в этот момент стояла бабуля-одуванчик, и в ее взгляде читалось, что она была бы не прочь занять место помощника геронтолога, но тот обладал уникальной возможностью не видеть близко стоящих людей. В другой раз девушка на костылях устремилась к пассажирам, сидевшим у дверей, с просьбой уступить ей место. Пусть и неохотно, но инвалидам обычно уступают. В этот же раз сидевшая и до этого достаточно бодрая француженка схватилась за голову и начала причитать: "У меня так болит голова! Пожалуйста, мне нужно посидеть!" С места она не сдвинулась ни на миллиметр. Французских мужчин никто не учил уступать места и беременным: я довольно часто вижу, как женщины сами просят присесть, потому что все с каменными лицами находятся в параллельной реальности и не замечают живот. "Почему вы хотите сесть?" - осведомился один раз коренной житель Шестиугольника перед тем, как встать. Девушка в шоке расстегнула пуховик и продемонстрировала внушительный живот, но это его не смутило и он, хоть и освободив место, не извинился и что-то ворчал себе под нос. Чаще же всего, по мнению моей недавно пережившей беременность подружки, места в транспорте уступают африканцы и северные африканцы.

Парижане вообще сидят до последнего - видимо, перепутав метро и самолет, когда вставать с мест нужно только при полной остановке транспортного средства. Фразу "Вы выходите?" услышать можно очень редко, обычно она заменяется настойчивым "Пардон!" и активной работой локтями. Если обитатель парижского региона путешествует с кем-то, нужно непременно сделать ему бизу на прощание - и пофиг, что потом придется выскакивать в последний момент и расталкивать стоящих. Российская фраза "Просьба к выходу готовиться заранее" никому бы здесь не помешала.

Саму же транспортную систему парижского региона в различных путеводителях принято хвалить: до конечной цели вы можете добраться на запутанно выглядящем на карте, но довольно простом в использовании метро (главное - вспомнить любимую игру "Казаки-разбойники", следовать по стрелочкам и не бояться запахов: это в Москве метро - музей, здесь же просто способ передвижения), электричках, автобусах, трамваях и даже на речном трамвайчике и велосипедах. У каждого, конечно, свои нюансы, но при правильном планировании и хотя бы недельном проездном доехать можно в любую точку Подпарижья. Самый адский вид транспорта - естественно, мой, трамвай Т3а, на котором я езжу на работу. Этот трамвай точно был кем-то проклят. Прошлой осенью не было ни одного дня, чтобы с ним что-то не случилось, причем каждый день озвученные водителем причины менялись: на трамвайных путях застряла машина и потребовался эвакуатор; однажды бомж лег прямо на пол и отказывался вставать; кто-то переоценил свои силы и въехал на перекрестке в трамвайный бок; из-за сильного дождя что-то случилось со стрелками - и это не считая привычных неважно чувствующих себя пассажиров и технических проблем. Кончилось все тем, что однажды вечером я провела полчаса в трамвае - из соседнего цирка сбежала тигрица и металась по путям. После этого кто-то решил, что с трамвая хватит, и теперь все относительно быстро - теперь я опаздываю максимум на пятнадцать минут.

В общем, собираясь воспользоваться транспортной системой Иль-де-Франса, нужно быть проворным, гибким, не брать с собой тяжелых вещей, чтобы не стоять с ними всю дорогу и не проклинать все вокруг, заранее продумать маршрут на замену и главное - не ждать слишком многого. Только тогда парижский транспорт вас приятно (?) удивит.

Comments

( 52 вступили — вступить в коммуникацию )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
irka_homya4ok
Mar. 20th, 2018 11:26 am (UTC)

Да, Ира... в прошлой жизни ты явно много грешила)) сначала столько мучений в префектурах, теперь вот отращиваешь дзен в транспорте.


В Москве тоже всегда было нечто подобное в транспорте, я сейчас просто о количестве пассажиров и уступках. Пару раз попадала в ситуации, когда кто-то падал на рельсы и мы стояли в туннеле. Один раз полчаса простояли на выезде из туннеля на мою станцию, потому что кто-то упал или бросился на рельсы (второе вероятнее, станция была пуста). Один раз видела, как женщина лежала под трамваем. То есть он ее только переехал, скорая еще не приехала. И все это случилось на остановке, трамвай не проехал двух метров.

irano
Mar. 20th, 2018 12:53 pm (UTC)
Ахаха да, воздается мне по полной, конечно)

Я самоубийц, к счастью, не видела, только один раз спустилась в метро - а оттуда уже всех выводят и кто-то в шоке повторяет "Какой ужас".
(no subject) - irka_homya4ok - Mar. 20th, 2018 03:07 pm (UTC) - Expand
son_de_la_voix
Mar. 20th, 2018 11:39 am (UTC)
Несколько раз я читал подобные отзывы о парижском метро, но настолько они не совпадают с тем, что я сам вижу каждый день... С уступанием мест есть ровно один нюанс: здоровой непожилой женщине здесь место не предложат. А вот инвалидам, беременным, пожилым - очень даже. Бывают, конечно, редкие исключения. И да, беременную женщину действительно можно не заметить - зачастую народ в метро не смотрит по сторонам и не проверяет каждые две минуты есть ли вокруг девушки с округлыми животами.

Из личного опыта - я как-то ехал в метро с бутафорской палочкой-желзом. По палочке, видимо, не было так заметно, что она бутафорская, потому что мне предложили сидячее место. Кстати, девушка предложила :)

Как люди уступают места я вижу чуть ли не каждый день, благо каждый день проезжаю через весь Париж от края до края.

И кстати, про девушку, у которой болела голова - очень даже может быть, что ей действительно было плохо. Это далеко не всегда заметно со стороны. Вполне возможно, что если бы у этой девушки не было сидячего места, то поездка закончилась бы для нее как для той, которая на тебя свалилась.
irano
Mar. 21st, 2018 08:44 am (UTC)
Мой муж тоже не замечает ;) Может быть, зависит от того, что вы делаете в общественном транспорте. Я, например, не могу читать и долго смотреть в телефон, поэтому у меня каждый день есть как минимум 80 минут, когда я могу рассматривать пассажиров. И поверьте - лучше бы я читала))

Про не уступившую место женщину с больной головой: я не уверена, что у нее что-то болело - до того, как в трамвай впрыгнула девушка на костылях, у нее был очень бодрый вид и она играла на телефоне в Candy Crush.
(no subject) - eternele - Mar. 22nd, 2018 08:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irano - Mar. 26th, 2018 08:45 am (UTC) - Expand
svinzovaja
Mar. 20th, 2018 11:44 am (UTC)
у нас уступают , если попросить даже и небеременным.
Я как то ехала с работу и похоже подхвативши желудочный грипп, чувствую не могу мотаться стоя по пробке тк-пык, попросила сесть у открытой форточки, уступили сразу без разговоров.

беременной всегда уступали.
irano
Mar. 21st, 2018 08:50 am (UTC)
Здесь тоже уступают, но меня не очень нравится, что беременным чуть ли не в половине случаев нужно самим просить уступить место. Свобода и равенство, ура.
(no subject) - svinzovaja - Mar. 21st, 2018 08:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - irano - Mar. 22nd, 2018 09:13 am (UTC) - Expand
imke
Mar. 20th, 2018 12:25 pm (UTC)
Оо, речной трамвайчик! Нам надо! Надо будет почитать о нем перед прибытием.
irano
Mar. 21st, 2018 08:52 am (UTC)
ты же читаешь по-французски? вот, например, один, вдали от туристических троп: https://www.tourisme93.com/ete-du-canal/navettes-ourcq.html
(no subject) - imke - Mar. 21st, 2018 08:54 am (UTC) - Expand
zaklepka1
Mar. 20th, 2018 12:33 pm (UTC)
Где-то читала, что спрашивать "выходите ли вы?" - не по этикету - вроде как это влезание в частную жизнь. Корректнее декларировать свои намерение, т.е говорить "позвольте, я выхожу".

twincat
Mar. 20th, 2018 12:40 pm (UTC)
"позвольте" - это императив, ничем не лучше ))
(no subject) - irano - Mar. 21st, 2018 08:54 am (UTC) - Expand
mica68
Mar. 20th, 2018 01:19 pm (UTC)
О, да, эти попытки выйти после остановки поезда/автобуса меня дико нервируют. Буквально, лезут по головам! "Пардон, пардон!"
Вонища на переходах. Бомжатник. На каждой станции - тела в спальниках.
В общем, приятного мало.
На днях наблюдала в метро в час-пик - сидит бомж на откидном месте у входа, вокруг народ толпится, входит-выходит. Он невозмутимо достаёт ножик, режет в руках багет, открывает консервную банку (рыба с овощами), вываливает всё на хлеб. Не-воз-му-ти-мо! А что, ему никто не мешает наслаждаться трапезой. И посмел бы кто-нибудь хоть что-то сказать!
:)))
irka_homya4ok
Mar. 20th, 2018 03:11 pm (UTC)

У нас в переходах в метро тоже адище! При этом, есть культурные бомжи, которые в переходах не обитают, живут где-нибудь под мостом и читают книги. А вот переходные устроили просто ночлежку. Ужасно не люблю в таких местах ходить, но иногда нет другой возможности, приходится спускпться.

(no subject) - irano - Mar. 21st, 2018 09:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - irka_homya4ok - Mar. 23rd, 2018 10:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - irano - Mar. 21st, 2018 08:59 am (UTC) - Expand
la_sacerd0tisa
Mar. 20th, 2018 02:38 pm (UTC)
Я перестала на 3а ездить, хотя раньше добиралась только на нем.
Слишком уж много народу, и, действительно, все время что-то случается.
А уж если проходит какой-нибудь salon de l'agriculture или автомобильный, то вообще смысла нет.

irano
Mar. 21st, 2018 09:02 am (UTC)
у меня нет альтернативы - только получать права)) а после в том числе и ваших постов про автошколу я думаю, что пока подожду)
irka_homya4ok
Mar. 20th, 2018 03:18 pm (UTC)

А про места замечу еще, что в Москве тоже азиаты и кавказцы места охотно уступают и не обязательно быть больным или старым.


Кстати, а чего у вас так много обморочных и больных ездит? В Москве не сталкивалась в час пик с таким, хотя объявления висят, как помочь, если кому-то стало плохо.


А еще я не понимаю, почему нет никаких дежурных медсестер или фельдшеров на станции. Один раз упала на эскалаторе и рассекла  кожу на пальцах. Ничего серьезного, но глубокие раны были. Когда обратилась к сотруднице за помощью, обработать рану, она предложила вызвать скорую. Так и уехала я ни с чем, хорошо, хоть платок был, а то приехала бы домой с огровавленной рукой.

irano
Mar. 21st, 2018 09:05 am (UTC)
Мне тоже интересно, откуда столько неважно себя чувствующих. В Архангельске за 23 года я ни разу такого не видела - может, мы закаленнее, конечно: у нас и тип погоды 4 неблагоприятный, и ветер с целлюлюзно-бумажного комбината, и ракеты периодически запускают, тут не до обмороков.
(no subject) - irka_homya4ok - Mar. 23rd, 2018 10:45 am (UTC) - Expand
con_flores
Mar. 20th, 2018 04:15 pm (UTC)
как всегда описываете искрометно и увлекательно
irano
Mar. 21st, 2018 09:06 am (UTC)
йоу! спасибо большое!
miranda_kitchen
Mar. 20th, 2018 06:11 pm (UTC)

Прекрасно!

irano
Mar. 21st, 2018 09:07 am (UTC)
прекрасно, но им не мешало бы перенять опыт большой северной страны)
zg_bella
Mar. 21st, 2018 07:34 am (UTC)
эх, жаль, что ты так редко пишешь, отличные у тебя посты... приятно читать!
Не знаю, так же это в Чехии или нет, но беременной женщине в автобусе место уступили только мы, остальные стояли как будто не видели, что она на месяце восьмом!
У нас тоже, кстати, не горят желанием уступать.
irano
Mar. 21st, 2018 09:13 am (UTC)
Спасибо, Ань. Я боюсь загадывать, но мне хочется вернуться в этом году в ЖЖ - в Инстаграме мало места))

Про беременных: может быть, еще боятся обидеть - а вдруг стоящая рядом девушка не беременна, а просто только что из Макдо?
(no subject) - zg_bella - Mar. 21st, 2018 09:15 am (UTC) - Expand
lola_vanila
Mar. 21st, 2018 04:39 pm (UTC)
Это ты в честь грядущей забастовки написала?:)
irano
Mar. 22nd, 2018 09:16 am (UTC)
нет, в честь - наконец-то! - новых русских наклеек на клавиатуру))

сегодня, кстати, в Багдаде относительно спокойно, в трамвае даже просторно было. все испугались и остались дома?)
(no subject) - lola_vanila - Mar. 22nd, 2018 01:55 pm (UTC) - Expand
autumn_jp
Mar. 22nd, 2018 02:19 am (UTC)
В Питере ситуация с уступанием мест 50/50, хотя, к сожалению, быстро съезжает к худшему. В Японии никто не уступает место пожилым людям, если только единицы, большей частью иностранцы.
irano
Mar. 22nd, 2018 09:21 am (UTC)
ого! в Архангельске получше, мою бабушку всегда усаживают, иногда даже через "не хочу", хотя она и выглядит как молодой пенсионер)
(no subject) - autumn_jp - Mar. 22nd, 2018 11:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - marusia27 - Mar. 28th, 2018 02:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - autumn_jp - Mar. 28th, 2018 11:40 pm (UTC) - Expand
i_like_that_one
Mar. 22nd, 2018 08:10 am (UTC)
Ох уж эти утра на RER B / RER A и запихивание в вагон с корректным, но твердым выражением лица!
все мы их любим <З
irano
Mar. 22nd, 2018 09:23 am (UTC)
ахха, мои коллеги по утрам могут по 2 трамвая пропустить, потому что "ты понимаешь, трамвай был уже переполнен". понимаю, но архангельское прошлое поможет войти в любой вагон)
eternele
Mar. 22nd, 2018 08:16 pm (UTC)
Я впадаю в кататонию в парижском транспорте. Стоит заметить, что и гренобльский, и лионский тоже слегка удивляют. Мне любопытно, почему при общем очень высоком уровне вежливости во Франции, заходящие в транспорт не дают прохода выходящим. Рюкзаки вот эти тоже, локти. Бррр, не выношу, когда меня трогают.

Но зато в Лионе, когда я на костылях ковыляла, мне уступали мгновенно. А в Париже чуть не затоптали с двумя чемоданами.
irano
Mar. 26th, 2018 08:55 am (UTC)
вот, кстати, тема, достойная социокультурного исследования: почему всегда вежливые французы забывают про вежливость в транспорте? мне кажется, столько всего можно написать - от влияния семьи и школы до гедонизма.
(no subject) - eternele - Mar. 26th, 2018 12:43 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 52 вступили — вступить в коммуникацию )