?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

про работу

За время работы во Франции я поняла одну вещь: не так важно, насколько ты компетентен в своей области (ведь всему можно научиться или, в крайнем случае, посмотреть в Гугле), главное - чтобы ты был sympa, регулярно пил кофе с коллегами, мог посмеяться над чужими шутками и совсем было бы хорошо, если бы изредка у тебя получалось зафигачить свою.


У русских эмигрантов во Франции есть как минимум две животрепещущие темы – почему ты (не) голосуешь за Ту, Которую Нельзя Называть, и где ты работаешь. Недавно в Инстаграме я вскользь упомянула о том, что пила первый рабочий кофе, когда позвонил Рафаэль с новостями. Пост был построен на полутрогательной истории ласточки, залетевшей к нам домой, но следующие полдня я отвечала на многочисленные сообщения читающих между строк знакомых – где? как? какой тип контракта? Многие из спрашивающих были сами в поиске, и я пыталась отвечать максимально тактично, потому что буду всегда с ужасом помнить, как это страшно, когда тебе никто не звонит, а дни ожидания переходят сначала в недели, потом – в месяцы, а однажды ты с ужасом понимаешь, что ищешь работу вот уже год.

В нынешнее время на небесах заключаются, пожалуй, не только браки, но и рабочие контракты. Мне рассказывали про девочку, которая долго искала стажировку и познакомилась с будущим работодателем в арабском магазинчике, где она подрабатывала после учебы, а мужчина заехал купить овощей. Друг Рафаэля, графический дизайнер, всех своих главных клиентов нашел в баре у дома. Сам Рафаэль ехал как-то в такси, разговорился с таксистом и в итоге сделал ему сайт. Резюме сестры Рафаэля передал своему начальнику ее сосед. На одну из стажировок меня взяли потому, что в компании был мужчина, до этого встречавшийся с девушкой из Архангельска (!) и полюбивший представителей этого региона. Следующего стажера они выбрали по принципу «Давайте возьмем красивого мальчика-баскетболиста, пусть у него и плохой уровень английского, зато он будет и усладой для глаз для девочек, и с мальчиками сможет обсудить баскетбольные матчи за обедом!» За последние полгода мне также встретились: симпатичная маникюрша, случайно выбиравшая помидоры на воскресном рынке вместе с женой директора небольшого завода, с ней же подружившаяся и ставшая через месяц коммерческим ассистентом без единого диплома; модный фотограф, до этого учившийся на пляжного спасателя; бывшая официантка, чье CV с редким славянским языком нашли на одном из сайтов с резюме, и теперь она успешно занимается развитием восточнославянской зоны в крупной промышленной компании; проучившийся три года на физиотерапевта юноша, отныне трудящийся в отеле. Кто-то продал душу дьяволу, кому-то помогли соседи, а некоторые и вовсе познакомились с будущим работодателем на греческом пляже - рабочие пути неисповедимы.

В поиске работы пригодится в первую очередь везение. Вы можете годами искать вакансии, пускать слезу, пить бордовое бордо за три пятьдесят из районного супермаркета, сочиняя очередное бодрое мотивационное письмо из серии "Кто молодец? Я молодец!", спрашивать у всех на Инфрансе "За что мне такая доля?", платить деньги за профессиональные курсы и новую фотографию в Линкедине - и все будет впустую. А потом просто разозлитесь, вывесите то же самое резюме на новом сайте с вакансиями -  и через два часа вам позвонят, а еще через неделю возьмут на работу. Увы, никогда не знаешь, как ляжет карта – завтра ты можешь или подписать сногсшибательный контракт, или собрать чемодан и отправиться домой, в Поволжье.

Кстати, удивительно, но даже в условиях острой парижской конкуренции встречаются люди, которые отказываются от работы. В одной из компаний искали комьюнити-менеджера и после многоуровневых собеседований выбрали приятного мужчину. Специалист по кадрам радостно ему позвонила. "Подождите-ка, я не заметил раньше: вы предлагаете СДИ (бессрочный рабочий контракт), а не СДД (контракт с точными датами начала и окончания работы)? - вдруг воскликнул Патрик. - Нет, я не готов, я ищу работу максимум на три-четыре месяца, потом собираюсь пойти учиться на повара!" На работу он так и не пришел. В другой компании недавно гордились тем, что наконец-то нашли прекрасного специалиста (ПС) - он бился за рабочее место как лев и оставил далеко позади четырех других конкурентов, при этом попросив (и получив) даже куда больше денег, чем другие. Контракт был подписан, из кладовки принесли стул и стол для нового сотрудника, на парковке освободили место. В назначенный понедельник ПС не явился. Коллеги ждали до вторника, потом позвонили сами. "Как, он не пришел на работу? - озабоченно спросила маман ПС. - Сейчас я передам ему трубку! Дорогой, тут тебе звонят из компании..." Дальше раздались короткие гудки, и никто так никогда и не узнал, что случилось с талантливым потенциальным сотрудником, хотя злые языки поговаривали, что у него было еще полгода пособия по безработице, и он просто решил не напрягаться.

Если первый – и самый сложный – этап благополучно пройден и ты заброшен в стан врага, можно слегка расслабиться - и срочно искать, где расположена кофе-машина. Увы, долгое время я считала, что самое главное – в срок и красиво делать свою работу, не поднимая головы от заданий и стараясь успеть все в срок, лишая себя перекусов и сплетен. Оказалось, во Франции в первую очередь ценится пресловутый networking: улыбнуться и поздороваться уже не достаточно, хорошо бы запомнить, что Марк в итоге едет на каникулы не в Италию, а в Исландию, а ТомА сегодня пришел на работу в футболке любимой команды потому, что вечером намечается очередная встреча болельщиков. И двести дополнительных очков будут начислены Грифиндору, если ты искренне спросишь: «Ну, как там Эйяфьядлайёкудль?» Обязательно также как можно чаще повторять: «Я сегодня так устала, столько сделала!» - даже если ты целый день просто обновляла свой профиль в социальных сетях, сообщение обязательно дойдет до адресата. Чем больше времени вы общаетесь с коллегами, тем больше шансов после испытательного срока устроить вечеринку "Ура, у меня СДИ!"

Из этой же серии и утренние приветствия: кто-то просто дозором обходит владенья свои и пожимает руки, а кто-то раздает направо и налево бизу разной степени влажности – отличный способ отложить начало рабочего дня. День одного моего знакомого трафик-менеджера начинался так: он приходил на работу к десяти и сразу шел за кофе, где проводил первый small talk с такими же невыспавшимися коллегами. Потом он шел здороваться в каждый отдел, попутно шутя и спрашивая у всех, как дела. К одиннадцати визит вежливости обычно заканчивался (если накануне не было важного матча, то X. был на своем рабочем месте уже в 10.45), приходил черед социальных сетей и обсуждения, где бы поесть в обед. В 12.30 все были уже на низком старте – обед, сплетни, тлен. Перерыв по регламенту длился час, но такие мелочи никого не смущали – все возвращались на рабочие места к двум и молча переваривали съеденное до четырех. Затем снова приходил черед кофе, разговоров и к шести тридцати путь домой был открыт. У X. была только одна проблема - он не курил, поэтому все перекуры проходили без него. Но и тут голь пошла на хитрость: спустя некоторое время он стал выходить с коллегами, но брал с собой вместо сигареты чашку чая. Если работать совсем надоедало, X. уходил с телефоном в туалет, здраво рассудив, что выгнать человека из туалета может только безжалостное существо. X. слыл в компании веселым и общительным человеком, без которого не обходилась ни одна четверговая вечеринка в баре, хотя девяносто процентов коллег затруднялись сказать, в чем заключались его рабочие обязанности.

Интересно, что французские работники вообще не очень расторопны. Одна моя русская приятельница, счастливая обладательница долгосрочного контракта в тру-французской компании с филиалами по всему миру, обмолвилась как-то: «Я на работе стараюсь все делать не очень быстро, а то они привыкнут!» С этой французской расслабленностью свыкаешься достаточно быстро, хотя иногда хочется встать и ускорить процесс. «Ой, сегодня я вам документ уже не пришлю, поздно, - сказала мне по телефону некая Жюстин в три часа дня в пятницу. – В понедельник выходной, так что вы получите его уже скорее всего во вторник вечером или даже в среду утром».

К чести французов, во Франции все не только помедленнее, но и намного вежливее. «Повежливее» заключается в витиеватых фразах, заменяющих русское бесхитростное "Ну и нафига ты такое сделала?" Учите матчасть: а) "Вам не кажется, ИринА, что здесь стоило бы поменять картинки местами?" б) "Интересное решение, довольно оригинальное, но нам бы хотелось чего-нибудь более традиционного!" в) "Было бы здорово, если бы у вас получилось исправить эту строчку в таблице". Т., переехавшая в Париж из небольшого города за Уралом, сразу пресекает такие попытки, говоря: "Ладно, ты можешь мне прямо сказать, что ты хочешь?"

Другая особенность рабочего французского процесса, к которой нелегко привыкнуть, – бесконечные обсуждения. Поговорить тут любят, и под кофе все может затянуться надолго. Мероприятие «сейчас поговорим» включает в себя полный анализ ситуации, зачастую с анекдотами, рассказами о том, как делали на прошлой работе и отсылками к литературе, и заканчивается всегда обсуждением чего-нибудь приятного – старых или новых отпусков, детей или кофейных капсул.

Еще один вопрос - больничные. Однажды моя подружка целый год заменяла даму, ушедшую на больничный - у женщины умер близкий родственник, и она погрузилась в глубокую депрессию. Врач выписал ей сначала больничный на несколько месяцев, а потом постепенно продлевал - и так длилось почти год. Видимо, пока в этой стране хроническая усталость и больничные считаются достойным поводом для больничного, на собеседовании зачастую задают вопрос: «А далеко ли вы живете от работы?» Час в одну сторону – это уже много, а узнав, что наш офис скоро переезжает и до новой работы ему придется добираться полтора часа, один из моих коллег начал искать новую работу - поближе к дому.

В целом же во Франции все так же, как и в других странах - кто-то весь день мучается от безделия и смотрит сто пятидесятое видео в социальных сетях, а кто-то, скрепя зубы, сводит дебит с кредитом. Но за многочисленные бонусы - тике ресто, наполовину оплачиваемый проездной, отпуск в удобное время и медицинскую страховку - можно и потерпеть.

Comments

( 85 вступили — вступить в коммуникацию )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
mica68
Jun. 19th, 2017 06:28 pm (UTC)
"а кто-то, скрепя зубы, сводит дебит с кредитом"
Мы из их числа. Причём, без бонусов и ништяков.
irano
Jun. 19th, 2017 07:08 pm (UTC)
сочувствую!
хотя и я тоже к скрепящим зубы присоединяюсь, особенно по понедельникам))
talochka78
Jun. 19th, 2017 06:33 pm (UTC)
Спасибо, очень интересно!
irano
Jun. 19th, 2017 07:12 pm (UTC)
куль!
спасибо Вам, мне приятно, что Вы меня читаете)
spolohi
Jun. 19th, 2017 06:40 pm (UTC)

Прям наш офис описала! В плане поздороваться, кофе, два часа перерыва, прийти в себя от перерыва, кофе, дом.
А ведь где-то на нашем авеню люди вкалывают ого-го как, сама среди таких была.
Поздравляю с новой работой!

irano
Jun. 19th, 2017 07:09 pm (UTC)
и я каждый раз тебе по-хорошему завидую))

спасибо же!

deike
Jun. 19th, 2017 07:29 pm (UTC)
Мне сразу вспомнилась сцена из L'auberge espagnole, где главный герой так потусил у кофе-машины и бросился удирать из фирмы :)
irano
Jun. 19th, 2017 08:31 pm (UTC)
вспоминала-вспоминала, но так и не вспомнила. надо будет пересмотреть))
(no subject) - deike - Jun. 21st, 2017 10:41 am (UTC) - Expand
thandabarish
Jun. 19th, 2017 07:41 pm (UTC)
Как удивительно по-восточному! Если французов в тексте заменить на арабов, то получится египетский или сирийский офис. Неужели за весь мир немцы отдуваются?
- я пока только от них слышала, что они на работе действительно работают.
Воистину - работа противоестественное состояние человека! :)))
irano
Jun. 19th, 2017 08:33 pm (UTC)
мне кажется, еще скандинавы могут работать)) и наши французские друзья, переехавшие в Японию и активно сейчас ищущие работу, уже начали жаловаться, что рабочий день в стране восходящего солнца уж очень длинный и насыщенный)
(no subject) - yuliakara - Jun. 20th, 2017 11:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - irano - Jun. 20th, 2017 06:18 pm (UTC) - Expand
la_sacerd0tisa
Jun. 19th, 2017 07:52 pm (UTC)
Да, все так. И еще постоянные pot de depart/arrivé. И вечеринки и спортивные праздники. Я в этом никогда не участвую по личным причинам. Кофе с коллегами стараюсь не пить во время крупных спортивных соревнований, так как в такие мометы русофобия обостряется до предела, зачем это все слушать.
А пример про CDD - это про меня. Бегу от CDI как черт от ладана))
irano
Jun. 19th, 2017 08:43 pm (UTC)
Спортивные праздники, вау! У нас только литробол, и то по желанию)

Мне русофоб, кстати, попался только один, и то в самом начале заезда во Францию. Он сказал: "Я русских не беру никогда на работу, у вас такой кошмарный акцент у всех!" Через полгода его фирма закрылась ;) Была, правда, еще женщина, которая за обедом любила порассуждать на тему: "Я не думаю, что браки между французами и иностранцами могут долго длиться, когда есть культурные и языковые различия, очень сложно любить. Не так ли, ИринА?" Муж тетеньки до этого был женат на сказочно красивой австралийке, так что оставалось женщину понять и простить. А так все остальные были достаточны лояльны и к русскому происхождению, и к самой России, эх, даже рассказать нечего!))

А почему Вы бежите от СДИ, если не секрет? Может, мне тоже нужно бежать?)
(no subject) - miss_gwenaelle - Jun. 19th, 2017 08:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irano - Jun. 20th, 2017 06:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - miss_gwenaelle - Jun. 20th, 2017 06:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - la_sacerd0tisa - Jun. 19th, 2017 09:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irano - Jun. 20th, 2017 06:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - la_sacerd0tisa - Jun. 20th, 2017 06:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irano - Jun. 20th, 2017 07:50 pm (UTC) - Expand
yuliakara
Jun. 19th, 2017 07:52 pm (UTC)
потрясающе! теперь я понимаю, почему мой муж утверждает, что мне надо поломать голову над идеей своего бизнеса, я ведь недостаточно сосиабле (точнее совсем не сосиабле))))
irano
Jun. 19th, 2017 08:48 pm (UTC)
ха, муж прав, к сожалению) из моих подружек лучше всего устроились те, кого хлебом не корми - только дай пообщаться.
irka_homya4ok
Jun. 19th, 2017 08:28 pm (UTC)
Ты прямо описала мою работу на радио. Тогда я была молода, и таких было больше половины. Я приходила на работу к 10.30, когда позже. все зависело от количества работы и нужно ли было нести документы к начальнику. А редакторы так вообще приходили во сколько кому вздумается, кто в 11, кто в 12, а кто и в час. Уходили по мере окончания работы, то есть позже положенного. И да, день начинался с того, что после срочных дел, нужно было пойти со всеми поздороваться, пассивно покурить, сходить на обед, если шли, а если день рождение у кого, то выпить. Если после корпоратива или праздника было дело, то все приходили как могли и похмелялись. Но были и дни, когда нужно было только работать и работать.

На нынешней работе тоже приходила всегда позже официального времени, потом переехала в Бп и стала более дисциплинированной. Когда работала в офисе, частенько что-то отмечали, сейчас уже нет такого, тоска и скука.

Муж только немного знает о том, сколько мы пили и как мы работали (а ведь очень хорошо всегда работали) и удивляется, как такое может быть? Может, ему так везет, а может в Венгрии все серьезнее.

Правда, не буду скрывать, и в одном и в другом месте, зарплата оставляет желать лучшего. Но по мне лучше так, чем вкалывать и не видеть белого света.

Кстати, были тут на днях у его двоюродной сестры в Австрии, она рассказывала про немцев и австрийцев. Очень скучно так работать, они именно не поднимают головы и если говорят о чем-то на работе, то 90% это тема связана с работой.
irano
Jun. 19th, 2017 08:54 pm (UTC)
Мне очень не хватает новогодних корпоративов)) Я как взгляну в Инстаграм под Новый год - так и хочу обратно на пару дней, чтобы завить кудри, встать на каблуки, танцевать с бухгалтерией и потом еще полгода вспоминать этот день. Эх!

А венгры же тоже должны быть серьезными на работе, нет? Или это у меня невесть откуда взявшийся стереотип?
(no subject) - irka_homya4ok - Jun. 20th, 2017 07:39 am (UTC) - Expand
g_bukin
Jun. 19th, 2017 09:09 pm (UTC)
мне бы такую работу) бонжур)
irano
Jun. 20th, 2017 06:27 pm (UTC)
и это я еще всех пожалела и не добавила абзац про большие французские компании - там вообще работают одни стажеры)

(no subject) - g_bukin - Jun. 20th, 2017 06:31 pm (UTC) - Expand
evolutionnow
Jun. 19th, 2017 09:40 pm (UTC)
спасибо. интересно было прочитать.
мда. с точки зрения работника это может и хорошо (да и то спорно), но с точки зрения работодателя это пипец.
Я вот в Москве работал в крупной розничной сети, в центральном офисе. И такой необходимости small talk там совсем не ощущалось. Человека реально оценивали за его результативность в работе. А то, что человек делает и как - контролировалось начальством. Так что никак нельзя было приходить позже , а потом час обходить отделы и со всеми здороваться.
barabaan
Jun. 20th, 2017 04:06 am (UTC)
Обычно работадатель все это и устраивает. Если работаешь чтобы жить - зачем убиваться на работе?
(no subject) - irano - Jun. 20th, 2017 06:34 pm (UTC) - Expand
broks_broks
Jun. 19th, 2017 10:00 pm (UTC)
Очень интересно, спасибо!
Есть же где-то такие офисы и такие работы?!
irano
Jun. 20th, 2017 06:38 pm (UTC)
спасибо!

никто из моих знакомых, работающих во Франции, никогда не жаловался на то, что уработался))
montrealex
Jun. 19th, 2017 11:19 pm (UTC)
За 15 лет работы на одном месте я понял
что очень многое, если не всё, зависит от твоего непосредственного начальника - шефа декип, так сказать. Ситуация может повернуться с новым начальником на 180 гр. Но это всё равно при условии что отдел даёт прибыль. Нет прибыли - закроют и сократят, хоть ты из кожи вон лезь. Что с нами, к счастью, сделали. У меня их сменилось штук 10 за эти годы.
irka_homya4ok
Jun. 20th, 2017 07:40 am (UTC)
Re: За 15 лет работы на одном месте я понял
Согласна. Начальник - это главное. Если дурак, не будет покоя никому.
montrealex
Jun. 19th, 2017 11:22 pm (UTC)
Но где реально можно балду бить
так это на госслужбе. Но туда трудно попасть. Или где сильный профсоюз - тоже не уволят. А на смол толкс я всегда клал с прибором. Ничегошеньки в карьере не зависело от твоих улыбок и приязней. Только произв. труда - остальное мало кого колыхало. Но это - в частной фирме, да. Где копейку считают.

Edited at 2017-06-19 11:23 pm (UTC)
irano
Jun. 20th, 2017 07:58 pm (UTC)
Re: Но где реально можно балду бить
для госслужбы в этой стране нужно а) гражданство и б) пройти нудные сложные конкурсы. я думаю, что когда-нибудь попробую, просто ради интереса.

а с непринужденными беседами Вам повезло)) я стажировалась в частной компании из 5 человек и, пока все, включая начальницу, сидели в социальных сетях и потом обсуждали увиденное, по-настоящему работала, с 10 и до 18 каждый день. не помогло)
tatotu
Jun. 20th, 2017 12:26 am (UTC)
Это то вот меня и пугает в поиске работы и потом в процессе работы. Налаживание связей, везение - а если не повезёт, вот так всю жизнь и мучайся. Мне очень тяжело даются контакты.
irano
Jun. 20th, 2017 06:59 pm (UTC)
Мне тяжело со small talk-ами: в средней школе номер семнадцать города Архангельска учили много не разговаривать, больше слушать и делать, поэтому найти тему для беседы за обедом бывает сложновато. В Париже есть даже вечерние курсы для взрослых, где учат общаться и с коллегами, и с партнерами. Я на них все смотрю каждый год, но они по субботам в 9 утра - немыслимый подвиг))

И мне тоже страшно, что все зависит не от нас. Но вот вам (да и мне) утешительная цитата от Малки Лоренц: "Знаете, сценарий нашей жизни зависит порой от таких случайностей, что это даже красиво. Все зависит от того, как это воспринимать - как гримасы Фортуны и прочий chaos rules или как небесную драматургию. Это вопрос доверия к режиссеру".
(no subject) - tatotu - Jun. 20th, 2017 07:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irano - Jun. 20th, 2017 08:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tatotu - Jun. 20th, 2017 08:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irano - Jun. 21st, 2017 08:35 am (UTC) - Expand
bodhi_akira
Jun. 20th, 2017 06:48 am (UTC)
Очень интересно, спасибо! До чего же рада читать ваши посты, услада для глаз! Поздравляю с работой, желаю не закурить и не напрягаться от офисной болтовни)))
irano
Jun. 20th, 2017 07:01 pm (UTC)
ай, спасибо большое, мне очень приятно!))

закурить я пробовала - не помогает) осталось только разобраться с болтовней.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 85 вступили — вступить в коммуникацию )