irano (irano) wrote,
irano
irano

Category:
  • Music:

про бизнес-школу

После десятичасового учебного дня в бизнес-школе

а) хорошо пьется (китайцы перешли на пиво и отказываются от еды, количество фотографий с алкоголем в социальных сетях растет, а мы с габонской девочкой практически хором восклицаем: "Какое же вкусное бордовое бордо вчера было!")

и б) прекрасно спится (я, привыкшая засыпать далеко за полночь, со среды по пятницу ложусь спать в девять тридцать вечера, а то и раньше, и снятся мне такие чудесные красочные вещи, какие не снились вообще никогда!).



Учиться в школе мне захотелось уже на первом году обучения в Сорбонне, когда на протяжении одного семестра мы читали и анализировали страницы 260 и 261 книги "Крестьянин-выскочка". Школы французы любят, и в объявлениях о работе зачастую стоит безжалостное "Выпускник бизнес-школы" - впрочем, после двух лет переливания из пустого в порожнее в стенах старейшего мирового университета мне стало ясно, почему. Я накопила на первоначальный взнос, обновила резюме и приготовилась атаковать разные школы, сомневаясь между мастером "Женская пресса" в школе журналистики и "Маркетингом и коммуникациями". Когда маркетинг все-таки перевесил - у меня есть пара знакомых журналистов, с гордостью потрясающих корочками, и если их так научили писать на факультете журналистики, то пусть уж мой мозг останется нетронутым - выяснилось, что деньги срочно необходимы в Архангельске.

Мечта о бизнес-школе забилась куда-то в угол и снова тревожно выглянула оттуда только в этом году, когда в течение нескольких недель я встретила четырех знакомых девочек (русскую, двух вьетнамок и одну француженку), и каждая с восторгом рассказала мне про свое обучение в одной и той же школе. "И как, трудоустроились?" - ехидно спросила я. Услышанные ответы - где, как и сколько тысяч в год - заставили вернуться домой и придирчиво изучить сайт школы. Рафаэль горячо меня поддержал, я отослала резюме, оценки, мотивационное письмо и подробную анкету на шести листах, и через неделю меня позвали на собеседование. Собеседование я почти не помню - тесты на логику, что-то на английском, вопросы в течение часа о политике, культуре, экономике и спокойное "А почему бы Вам не вернуться в большую северную страну и не продавать там нефть?" После у меня началась депрессия - было абсолютно не понятно, возьмут ли меня, властная женщина-директор программы явно сомневалась и предлагала попробовать поучиться маркетингу сначала на лисанс, на два года младше. Денег же у меня было всего на один год, поэтому, когда в понедельник утром в почту упало "Поздравляем, вы приняты!", облегчению и радости не было предела.

Я все-таки оставалась слегка скептически настроенной - но ровно до конца первой недели. Бизнес-школа - это здорово, и абсолютно не идет ни в какое сравнение с французскими университетами, где образование оторвано от реальной жизни. Нас не заставляют учить наизусть определения и писать длинные, никому не нужные сочинения на абстрактные темы вроде "Основы социологии в социологии". Да что там - у нас даже преподавателей нет, все занятия ведут только те, кто работает в сфере маркетинга или рекламы: к примеру, уличный маркетинг вел владелец рекламных агентств, читающий лекции в Гарварде, про E-business рассказывает создательница сайта Marmiton, а маркетинговые исследования преподает мадам, проработавшая двадцать лет в Unilever. Теории - ровно половина, а иногда и меньше, большую часть времени мы изучаем практические случаи. Домашних заданий тоже целая гора - вот что мы должны были сделать за первых два с небольшим месяца:

- Уличный маркетинг. Придумать, спланировать и провести рекламную акцию агентству недвижимости, не потратив ни одного сантима. Снять акцию на видео, смонтировать, выложить в Интернет и получить не менее тысячи просмотров.

- Стратегии марки. Написать эссе (6-7 страниц) о любом изменении рекламной стратегии марки, например, о смене логотипа, новом лице компании или оригинальной упаковке (я писала о роли Кончиты Вурст в рекламе наушников Parrot).

- Аудит предприятия. Изучить деятельность компании, ее конкурентов и тактику (досье из 25 страниц) и подобрать ей новую стратегию (второе досье из 15 страниц), плюс сделать две презентации в PowerPoint слайдов на 30 каждая и написать синтез всех досье.

- Инновации на предприятии. Придумать новую стратегию развития для дезодорантов "Нивея". Опросить 10 человек, любящих этот дезодорант, снять видео, сделать монтаж и представить в классе. Продумать новый дизайн упаковки.

- Маркетинговые исследования. Изучить рынок дезодорантов и составить на основе данных досье из 30 страниц только для "Нивеи", тщательно проанализировав все цифры (за каждую забытую - минус полбалла). Составить графики и опросник.

- Digital-стратегии. Проанализировать (всего-то 30 страниц) Интернет-стратегию Uber.

- Международный маркетинг. Сделать анализ маркетинговой кампании Durex в Южной Африке, придумать новую стратегию (досье из 40 страниц на английском языке).

- Контроль управления предприятием. Решить по 3 задачи. Это единственный предмет, по которому я не понимаю ничего, включая название предмета, но добрые китайцы обещали мне помочь.

- Стратегия предприятия. Проанализировать бизнес-стратегию любого предприятия - мы взяли телефонный справочник "Желтые страницы".

Часть предметов у нас еще не началась, поэтому я с нетерпением жду "Маркетинг в сфере роскоши", "Стратегии фиделизации" и "Психологию потребителя". Курсы читаются в основном на французском, но в этой школе есть и англоязычные программы. До бизнес-школы я никогда так быстро не писала по-французски на профессиональные темы и никогда за десять минут не делала презентации на любую тему - теперь могу практически все и молниеносно.

Минусы тоже есть, конечно. Во-первых, стоимость обучения: вместо одного года вполне можно было бы купить хорошую, слегка подержанную машину. Правда, вложенные деньги вернутся сторицей, надо только подождать: за 6-месячную обязательную стажировку во втором семестре студенты получают от 900 до 1500 евро, а по статистике работу с хорошей зарплатой находят почти 90 процентов выпускников, но все равно многие взяли серьезный кредит на обучение. Во-вторых, учимся мы только до середины февраля, три дня в неделю, потом будут экзамены и практика, поэтому расписание очень насыщенное: мы часто занимаемся с 8 утра до 8 вечера, а раз в две недели учимся даже в субботу. И наконец, самое сложное - почти все работы делаются в группах. Хочешь возненавидеть своих товарищей - сделай с ними групповое задание, это единственный способ узнать, что они ненавидят работать быстро, присылают свою часть досье за пять минут до сдачи и не фанаты французской орфографии. А работать в одной команде с пятью плохо говорящими на европейских языках китайцами - отдельная песня, долгая и мучительная.

В первую неделю я приползла домой в 9 вечера, прокляла всех и все и подумала, что было бы неплохо забрать деньги и никогда не появляться там больше. К тому же китайские однокурсники прислали мне интригующее сообщение "Давай делать ппт сегодня вечером". "Пп-что?" - возопила я. Оказалось, то, что в 2008 году в Поморском университете имени М.В.Ломоносова именовалось PowerPoint, теперь во французских образовательных заведениях называется "ппт". Сейчас, сто пятьдесят ппт спустя, я ничуть не жалею - посмотрим, что будет с трудоустройством, но пока мне кажется, что деньги были в кои-то веки правильно инвестированы.

Tags: бизнес-школа, страноведческое
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments